Владимир Жилинский Ходанов
Родился в 1983 году в семье священника и писателя Михаила Ходанова и художницы Ольги Жилинской. Первые уроки живописи и рисунка брал у своего дедушки Дмитрия Дмитриевича Жилинского — народного художника России, академика Академии художеств СССР, лауреата Государственных премий РСФСР и РФ. Владимир получил профессию реставратора в Московском академическом художественном училище, окончив его с отличием.
В 2010 году окончил факультет сценографии Российского Академического Театрального Института РАТИ (ГИТИС). Работал реставратором в отделе научной реставрации живописи ХХ века Государственной Третьяковской галереи. В 2010-х годах серьёзно занялся видеоартом и цифровыми технологиями в искусстве. Сегодня Владимир Ходанов — главный реставратор Управления по музейно-выставочной деятельности Российской академии художеств. Член Союза художников Москвы.
Сотрудничает со многими российскими режиссёрами театра и кино. Победитель конкурса «Черно-белые портреты» с видеоартом «Сон Шекспира» (Московский музей современного искусства, 2009). В 2015 году создал видеопроект «Путь к Скрябину» специально для концерта к 100-летию А. Н. Скрябина в концертном зале музея А. Н. Скрябина в Москве. Станковые работы Владимира Ходанова отличает цельность и связанность.
Связанность здесь ключевое слово. Связанность всего во времени и пространстве пульсирующей, свободной линией творца, которая вихрем наматывается в руках Мойр и вплетает одинокие судьбы героев в единую канву истории. Царапины и штрихи напоминают росчерк ручки на бумаге, они кажутся случайными, но из этой хаотичности складываются сложные образы героев — противоречивых, глубоких, трагичных. Графика Владимира рождается словно поток сознания — когда мысль не опережает карандаш, но сама линия является мыслью.
Кажется, на этих листах звучит искренняя радость от возможности упоенно творить, свободно и легко — именно так солнечные зайчики «скачут» по морским волнам, именно так ложатся глубокие тени в тенистых лесах Уч-Дере в городе детства художника — Сочи. Создание форм, в глубине которых бурлит стремительный вихрь — характерный прием графики Владимира Ходанова, вероятно, заимствованный им из мультипликации.
Но если мультфильм разворачивает время в последовательности действий, то рисунок Владимира словно аккумулирует время само по себе в протяженной и неразрывной (как само время) линии, которая включает воображение зрителя в эмоциональный диалог с автором. Это оперирование зрительским «активным восприятием» с одной стороны и импровизация с другой сближает работы Владимира с произведениями абстрактных экспрессионистов середины XX века, но только эмоция в его руке оформляется в природных формах. Чередуя моменты покоя и напряжения, Владимир Жилинский как кинематографист выстраивает перед зрителем длинный кадр от Христа до дня сегодняшнего — Чайковский — Толстой — Бродский — все они связаны общей судьбой, как нитью одной линии.
И если графика Ходанова говорит о судьбе Человека, «заброшенного» в мир, о непреходящих ценностях, заложенных в душу каждому, то живопись выступает самим этим миром — внешней рамкой. Как прибой моря, шорох листвы, смена дня и ночи — безучастно и размеренно тикают часы, «род проходит и род приходит, а Земля пребывает вовеки» (Еккл 1:4). Линия волей художника возникает из прошлого, разворачивается в настоящем и скользит в будущее…
Борис Салахов Искусствовед, заведующий выставочным отделом Сочинского художественного музея им. Д. Д. Жилинского, государственный эксперт по культурным ценностям