Владимир Жилинский Ходанов

Родился в 1983 году в семье священника и  писателя Михаила Ходанова и художницы Ольги Жилинской. Первые уроки живописи и рисунка брал у своего дедушки Дмитрия Дмитриевича Жилинского — народного художника России, академика Академии художеств СССР, лауреата Государственных премий РСФСР и РФ. Владимир получил профессию реставратора в Московском академическом художественном училище, окончив его с отличием.

 В 2010 году окончил факультет сценографии Российского Академического Театрального Института РАТИ (ГИТИС). Работал реставратором в отделе научной реставрации живописи ХХ века Государственной Третьяковской галереи. В 2010-х годах серьёзно занялся видеоартом и цифровыми технологиями в искусстве. Сегодня Владимир Ходанов — главный реставратор Управления по музейно-выставочной деятельности Российской академии художеств. Член Союза художников Москвы. 

Сотрудничает со многими российскими режиссёрами театра и кино. Победитель конкурса «Черно-белые портреты» с видеоартом «Сон Шекспира» (Московский музей современного искусства, 2009). В 2015 году создал видеопроект «Путь к Скрябину» специально для концерта к 100-летию А. Н. Скрябина в концертном зале музея А. Н. Скрябина в Москве. Станковые работы Владимира Ходанова отличает цельность и связанность. 

Связанность здесь ключевое слово. Связанность всего во времени и пространстве пульсирующей, свободной линией творца, которая вихрем наматывается в руках Мойр и вплетает одинокие судьбы героев в единую канву истории. Царапины и штрихи напоминают росчерк ручки на бумаге, они кажутся случайными, но из этой хаотичности складываются сложные образы героев — противоречивых, глубоких, трагичных. Графика Владимира рождается словно поток сознания — когда мысль не опережает карандаш, но сама линия является мыслью. 

Кажется, на этих листах звучит искренняя радость от возможности упоенно творить, свободно и легко — именно так солнечные зайчики «скачут» по морским волнам, именно так ложатся глубокие тени в тенистых лесах Уч-Дере в городе детства художника — Сочи. Создание форм, в глубине которых бурлит стремительный вихрь — характерный прием графики Владимира Ходанова, вероятно, заимствованный им из мультипликации. 

Но если мультфильм разворачивает время в последовательности действий, то рисунок Владимира словно аккумулирует время само по себе в протяженной и неразрывной (как само время) линии, которая включает воображение зрителя в эмоциональный диалог с автором. Это оперирование зрительским «активным восприятием» с одной стороны и импровизация с другой сближает работы Владимира с произведениями абстрактных экспрессионистов середины XX века, но только эмоция в его руке оформляется в природных формах. Чередуя моменты покоя и напряжения, Владимир Жилинский как кинематографист выстраивает перед зрителем длинный кадр от Христа до дня сегодняшнего — Чайковский — Толстой — Бродский — все они связаны общей судьбой, как нитью одной линии. 

И если графика Ходанова говорит о судьбе Человека, «заброшенного» в мир, о непреходящих ценностях, заложенных в душу каждому, то живопись выступает самим этим миром — внешней рамкой. Как прибой моря, шорох листвы, смена дня и ночи — безучастно и размеренно тикают часы, «род проходит и род приходит, а Земля пребывает вовеки» (Еккл 1:4).  Линия волей художника возникает из прошлого, разворачивается в настоящем и скользит в будущее… 

 Борис Салахов Искусствовед, заведующий выставочным отделом Сочинского художественного музея им. Д. Д. Жилинского, государственный эксперт по культурным ценностям  

Обо мне. Портфолио художника Владимира Жилинского

Российская академия художеств

2025

Обо мне. Портфолио художника Владимира Жилинского

Сочинский музей

2021

Обо мне. Портфолио художника Владимира Жилинского

Персональная выставка в Сочи

2021

Обо мне. Портфолио художника Владимира Жилинского

Выставка в MMOMA

2014